четверг, 2 июля 2015 г.

Социализация образовательного процесса как технология здоровьесбережения в системе среднего образования

Агапитов А.Е., *Костин А.К., **Агапитов Э.А., ***Говорина Е.Н.
ГБОУ ДПО ИГМАПО; * ГАУ ДПО ИИПКРО; ** ОГБУЗ ГДКБ № 6;  *** ОГБУЗ ГДКБ  № 8

Современный этап развития системы среднего образования в нашей стране предполагает эффективное развитие и взаимодействие её двух ключевых элементов. Следует повышать способность детей и подростков к реальному обучению, то есть повышать обучаемость детей и продуктивность образовательного процесса. Но желательно сделать это так, чтобы не пострадали адаптивные и функциональные возможности организма учащихся, чтобы здоровье детей не приносилось в жертву всё нарастающим образовательным нагрузкам.

Такая постановка вопроса обусловлена тем, что развитие России, её стратегическая и экономическая безопасность в ближайшей перспективе существенно зависят от уровня интеллектуального развития, общей и специальной подготовки сегодняшних школьников (завтрашних производственников). И поэтому разумно не снижать образовательную нагрузку, тем самым, возможно, сберегая здоровье учащихся, а - напротив, наращивать потенциал их здоровья, когнитивность, адаптивность и устойчивость физиологических систем. Это обеспечит возможность школьникам без проблем для здоровья переносить всё нарастающие образовательные нагрузки в рамках основных учебных программ, а также в рамках факультативного обучения и, при необходимости – освоения трудовых навыков, и основ наиболее востребованных специальностей.
В этом случае – учебно-образовательный процесс перестанет быть фактором риска для здоровья учащихся.
Естественно - активная разработка и внедрение наиболее продуктивных технологий наращивания здоровья и здоровьесбережения (ТНЗЗ), эффективных мер профилактической и социальной медицины, программ формирование здорового образа жизни - являются важнейшими задачами региональных и территориальных систем здравоохранения и образования в настоящем периоде и в среднесрочной перспективе.
В рамках реализации задач данной системы целеполагания в настоящее время фактически впервые в РФ сформированы новые предпосылки для адекватной оценки и определения значимости взаимосвязи элементов «Образование – Здоровьесбережение». Следовательно, может быть обеспечен современный уровень социализации системы образования. При этом здоровье учащихся рассматривается и как приоритетный, базовый элемент вокруг которого реализуется данная система, и как залог эффективности и продуктивности образовательного процесса, повышения обучаемости и когнитивности.
В контексте изложения обширной проблематики социализации образовательного процесса, важно отметить наличие довольно мощной, универсальной, и как нам кажется, вполне дееспособной нормативно правовой базы, достаточной для успешного решения данной актуальной задачи.
I.       С 2011 года действует Федеральный Закон № 323 - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вполне конкретно определяет значимость мер профилактической и социальной медицины в целом и персонифицирует ответственность за их исполнение.
Глава 2. Основные принципы охраны здоровья.
Статья 4; раздел 8. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
Статья 7. Приоритет охраны здоровья детей;
раздел 4. Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к ЗОЖ.
Глава 3. Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Статья 14. 1) проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, разработка и реализация программ формирования здорового образа жизни и других программ в сфере охраны здоровья, реализация мер по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, санитарному и эпидемиологическому благополучию населения, оказанию медицинской помощи, санитарно-гигиеническому просвещению. 
II.    Существуют требования Федерального Государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования нового поколения. Они направлены на: «бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью» со стороны учащихся. Данная функция ФГОС находится ни много, ни мало, в разделе: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы». А «компетентное отношение к здоровью со стороны учащихся», очевидно, предполагает наличие системной образовательной деятельности в разделах валеология, санитарно-гигиеническое образование и первичная медицинская профилактика в специализированных структурах Школы – в Школьном центре здоровья (ШЦЗ) и при наличии подготовленных специалистов ШЦЗ.
III. В Концепции «Школа, содействующая укреплению здоровья» (ШСУЗ) провозглашён переход от «деклараций - до действий и результатов». Определены некоторые целевые показатели деятельности в рамках данной Концепции. Но существенно то, что декларируется новая идеология, которую мы определяем как идеологию «ассоциированной деятельности при осуществлении задач образования и здоровьесбережения».
Принцип Концепции ШСУЗ: «Укрепление здоровья через образование и улучшение образования через укрепление здоровья». Определены новые задачи социализации образовательного процесса и совершенствования социального партнёрства в системе: «педагог – учащийся – родитель» с вовлечением всех участников образовательного процесса в качестве полноправных партнёров в реализацию программ укрепления здоровья учащихся.
IV.     Новая Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. В содержании направлений обеспечения здоровья школьников:
         - новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
         - рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.
         V. Указ Президента РФ В.В. Путина от 01. 06. 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" содержит идеологические основы обязательного сбережения здоровья каждого ребенка. 
         В частности в Указе сказано:
         а) В РФ должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни,  всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
         б) Необходимо обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В РФ формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий в социальной сфере. 
         в) Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.
         В рамках мер реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей» при Президенте образован Координационный совет, Правительством утверждён план мероприятий по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей». Аналогичные документы были приняты (должны были быть приняты) во всех субъектах Российской Федерации.
V.     Заседание Координационного совета при Президенте по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» (май 2014 г.). Основные темы заседания – охрана и укрепление здоровья подростков, профилактика заболеваний и асоциальных форм поведения. В речи Президента, в частности отмечено: «Вопросы сохранение и укрепление здоровья детей забота не только органов здравоохранения; они требуют комплексного, межведомственного решения на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Все субъекты Федерации должны иметь собственные программы укрепления здоровья подростков, учесть в них имеющийся опыт, определить приоритеты, привлечь инвестиции».
         Приведённые условия и требования к деятельности в сфере ТНЗЗ в среднеобразовательных учреждениях (СОУ) по существу являются целевой комплексной программой, направленной на здоровьесбережение учащихся в деятельности и органов власти и субъектов образовательной деятельности. 
         В силу вышесказанного, следует признать следующее. 
         Во-первых, современным способом социализации Школы является скорейшее внедрение технологий наращивания здоровья и здоровьесбережения в среднеобразовательных учреждениях. 
         Во-вторых, социализация Школы в нормативном плане является достаточно обеспеченной межотраслевой проблемой. При этом актуальность социализации образовательного процесса не вызывает сомнений.
         Иными словами, социализация образовательного процесса является обширным комплексом задач, решение которых способно обеспечить устойчивое межотраслевое взаимодействия многих социальных институтов Российского общества. 
          Однако возникают вопросы. Насколько процесс социализации Школы действительно может быть идентифицирован как самостоятельная технология наращивания здоровья и здоровьесбережения. Так ли важно сопоставление социализации образования со здоровьесбережением? И существует ли необходимость ассоциировать социализацию образования с внедрением известных технологий социальной медицины и первичной медицинской профилактики дизадаптаций, дисфункций и заболеваний учащихся (особенно на доклиническом уровне).
         В свете поставленных вопросов уместно отметить, что социальная медицина – это специализированный раздел профилактической медицины, изучающий первичные механизмы формирования социально - обусловленных заболеваний, методы и технологии их предотвращения, коррекции факторов риска заболеваний, обусловленных социальными факторами. Кроме того, социальная медицина разрабатывает основы и принципы охраны общественного здоровья и повышения качества жизни всех возрастных групп общества на основе интеграции задач социальной медицины с задачами первичной медицинской профилактики.
         Следует выяснить, насколько межотраслевое взаимодействие в целях социализации образования сопряжено с использованием технологий социальной медицины и насколько данные технологии нужны и социально адаптированы к Школе. 
         Под социализацией любого общественного процесса (в том числе образовательного) как правило, понимают меры, направленные на достаточно полное выделение и возможно тщательное соблюдение интересов, предпочтений и неотъемлемых прав членов, формирующих данное общество. Такой подход обеспечивает повышение уровня и качества жизни каждого члена общества, интегративно обуславливает его образ жизни. 
         В настоящее время в школе, как социальном институте, социализацию образования преимущественно понимают как виды взаимодействия учащихся со здоровьесберегающей средой, с помощью которых он активно приобщается к общественной жизни и усваивает социальный опыт. Полагают, что объективную характеристику социализации образования можно получить в результате междисциплинарного исследования этого процесса, проведение которого требует соблюдения основных методологических принципов. А именно: социальной детерминации, самодетерминации (индивид в социализации рассматривается как активное начало в преобразовании материальных и духовных ценностей); действенного опосредования (основным способом усвоения индивидом социального опыта является его взаимодействие с окружающим миром); двустороннего процесса социализации – (вхождения индивида в систему межличностных отношений и воспроизведение этих отношений, которое реализуется в структуре семейных, школьных, товарищеских и других связей). 
Поэтому заключаем, что, с точки зрения социальной значимости - социализация Школы заключается в формировании у учащихся позитивного и адекватного социального опыта, совершенствования практики жизнедеятельности, развитие внутришкольных институтов ТНЗЗ.
Следует сказать, что позитивный и адекватный социальный опыт повседневно формируется в процессе взаимодействия ребёнка с ближайшей к нему средой и ближайшим окружением (образовательная среда со всеми её элементами функционирования и семья). Приведённая сентенция, по-видимому, является достаточной для демаркации понятий «социализация» и «воспитание» учащихся.
Как правило, под воспитанием понимают чётко целенаправленный и сознательный процесс влияния на личность со стороны социальных институтов общества с целью организации и стимулирования активной деятельности личности.
Процесс социализации в принципе намного шире и многогранней воспитания; социализация может являться как организованным, так и стихийным, но при этом многофункциональным процессом. Именно многофункциональность, многогранность и возможность формирования многочисленных детерминант подводит социализацию образования к взаимодействию с ТНЗЗ, и в конченом счёте обуславливает появление смежных секторов целеполагания и смежных секторов деятельности.
         Таким образом, широкое внедрение технологий наращивания здоровья и здоровьесбережения в среднеобразовательных учреждениях гармонично расширяет понятие социализации образовательного процесса, эволюционно развивает его, всесторонне обогащает и унифицирует. 
Вместе с тем, вызывает озабоченность тот факт, что значительный перечень серьёзных дисфункций и заболеваний, формирующихся у учащихся в период обучения, нередко ассоциируют непосредственно с реализацией образовательного процесса и высокими психо - эмоциональными нагрузками в школе. Более того, в контексте конкретных, но, как правило, частных научных или конъюнктурных интересов некоторые авторы объединяют такие дисфункции и заболевания в самостоятельную смысловую группу патологий под названием «болезни образовательного процесса» или «школьные болезни».
В этом случае у исследователей и работников сферы здравоохранения и образования появляется деструктивный (по существу - оппортунистический) смысловой подтекст известной обречённости, безысходности и даже бессмысленности внедрения ТНЗЗ из-за «очевидной невозможности» влиять на ход заранее предрешённых нозогенных процессов в организме учащихся. По нашему мнению, такая постановка вопроса имеет негативные последствия. Она способствует снижению интереса к проблемам нозогенеза учащихся и реализации факторов риска (ФР) основных неинфекционных заболеваний (ОНЗ) в школе, маскирует существующие проблемы первичного нозогенеза учащихся.
Понятно, что следующим шагом после снижения интереса к нозогенезу учащихся является пренебрежение технологиями наращивания здоровья и здоровьесбережения. Естественно, что это обусловит резкое снижение темпов социализации и образовательного процесса и школы, как социального института, приведёт к  редукции содержания социально ориентированных программ в образовательной среде.
Тенденции развития Российской школы и существующая нормативно – правовая база деятельности в сфере образования говорят о том, что здоровьесбережение, первичная медицинская профилактика и коррекция факторов риска ОНЗ - социальная ответственность и компетенция не только здравоохранения, но и системы образования, взаимодействующей с системой здравоохранения.  В школьных центрах здоровья целесообразно внедрять идеологию и технологию донозологической (доклинической) диспансеризации учащихся, технологии мониторинга функционального состояния органов и систем, динамический контроль эффективности проводимых мероприятий.
Донозологическая относится к сфере деятельности ПМ, она даёт возможность раннего выявления изменений в организме, пока они ещё не оформлены в диагноз. Индивидуальная донозологическая диагностика производится с применением специализированных методов донозологической и внутринозологической диагностики на уровне дисфункциональных состояний. Применение методов индивидуальной донозологической диагностики способствует выявлению многих дисбалансов, напряжения или срыва адаптации, скрытой патологии, проявлений эндемических дефицитов макро- и микронутриентов, «качественного голода» и прочее.
Следует подчеркнуть, что качество здоровья учащихся – является объективным показателем уровня социализации образовательного процесса, свидетельствует об уровне развития интегративной медицины и степени внедрения технологий здоровьесбережения, о цивилизованности  конкретного государства.

Методические основы системы повышения качества здоровья учащихся с применением технологий доклинической диспансеризации и здоровьесбережения детей и подростков на уровне региона или территории представлены в виде структурно-функциональной Модели доклинической диспансеризации и здоровьесбережения детей и подростков  на рис. 1.

Рис. 1.  Ключевые элементы структурно-функциональной Модели доклинической диспансеризации и здоровьесбережения детей и подростков в СО на уровне территории
---
Опубликовано:
УДК 616-084+614. 2
ББК 51.1 (2) 599 я 43
М54     Актуальные вопросы методологии профилактической и социальной медицины. Том 1.: сб. науч. материалов и статей двенадцатой межрегиональной конференции с международным участ./ под ред. к.м.н. А.Е. Агапитова. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2014. – 128 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России в составе проекта ЭкспертЗдравСервис.