пятница, 7 сентября 2012 г.

Преимущества развития механизмов саморегулирования в системе оказания стоматологической помощи населению

Даценко С.О., Кицул И.С., Пивень Д.В., ГБОУ ДПО ИГМАПО

Принятый более трех лет назад федеральный закон от 1 декабря 2007 г. №-315 ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО) и имеющий прямое отношение к перспективным и доказавшим  свою эффективность в зарубежных странах механизмов повышения качества медицинской помощи и государственно-частного партнерства в этой части, пока не нашел своей аудитории среди практиков и ученых в здравоохранении. 
Вместе с тем предлагаемые данным законом механизмы саморегулирования с учётом задачи повышения качества медицинской помощи, совершенствования механизмов защиты получателей и производителей медицинских услуг представляют несомненный интерес для здравоохранения Российской Федерации. Именно поэтому возможности развития указанных механизмов  в здравоохранении всё активнее обсуждаются в медицинском сообществе.
Представляется, что наиболее перспективным разделом медицины для отработки механизмов саморегулирования на начальных этапах является стоматология.
По отдельным сведениям в ряде регионов объёмы медицинских услуг, оказываемых частными стоматологическими организациями, составляют до 60-80%  в общей структуре услуг стоматологии. Точными данными по Российской Федерации к настоящему моменту в целом никто не владеет, так как указанные выше объёмы, равно как и их структура и качество, не учитываются и не анализируются государственными (муниципальными) органами. Тем не менее, позитивная роль частной стоматологии в обеспечении доступности самого широкого спектра стоматологических услуг очевидна.
Поэтому в частной медицине, где субъекты медицинской деятельности разобщены, представляют собой в подавляющем большинстве микропредприятия, саморегулирование насущно необходимо. 
Уже сегодня представители частной медицины поставили перед собой  задачу – выработать единые требования к предпринимательской деятельности частных медицинских организаций на уровне субъектов Российской федерации, чтобы сделать их едиными для всех субъектов частной медицины РФ, после чего  осуществить переход на саморегулирование в ближайшие 2-3 года.
Рассмотрим максимальное количество выгод от создания СРО для всех составляющих частей здравоохранения в стоматологии.

Для государственных органов выгода от формирования СРО в стоматологии заключается в следующем.
1. Появляется новый дополнительный инструмент проведения государственной политики в частном здравоохранении через обязательные для членов СРО стандарты и правила, что обеспечивает повышения качества оказываемых услуг.
2. В частном секторе здравоохранения через СРО формируются принципиально новые механизмы самоконтроля, без которых никакие формы внешнего контроля не могут быть эффективны.
3. Через СРО расширяются возможности контроля и надзора за деятельностью частного сектора.
4. Без каких-либо дополнительных затрат со стороны государства в рамках СРО появляются дополнительные инструменты зашиты интересов производителей и получателей услуг.
5. В свою очередь создание СРО это - не что иное, как дополнительные негосударственные инвестиции в качество медицинской помощи. Государство, не тратя ни одной копейки, может очень быстро привлечь колоссальные ресурсы в разработку и реализацию стандартов; повышение квалификации кадров; формирование системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников частных медицинских организаций в стоматологии.
6. Через СРО появляется возможность анализа объёмов и качества оказываемых услуг в стоматологии.
7. При внедрении саморегулирования появляются дополнительные возможности противодействия коррупции в государственных органах в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который предусматривает самостоятельную разработку СРО стандартов и правил оказания услуг, соответствующих федеральным законам и принятым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Саморегулирование даёт возможность проверяющим и проверяемым работать по одним правилам, закон предусматривает присутствие представителя СРО при любых видах проверок (кроме экономических), а также ограничивает количество и кратность этих проверок для членов СРО. Данный факт позволяет саморегулируемой организации во взаимоотношениях с любыми надзорными органами отстаивать ясность и чёткость формулировок любых требований.
Качество и действенность государственного и муниципального контроля (надзора) от этого только вырастут.

Для пациента выгода от создания саморегулируемой организации в стоматологии заключается в следующем.
1. Вкладывая свои деньги, пациент получает услугу более высокого качества и это самое главное.
2. Формируется система досудебной защиты его интересов: стандарты и правила оказания услуг; внутренний контроль со стороны самой СРО, третейские суды, имущественная ответственность за качество оказания услуги.

Для медицинских образовательных учреждений выгода от создания СРО в сфере стоматологии заключается в следующем.
Во взаимодействии с СРО появляются более широкие возможности по формированию потребностей в подготовке кадров и их удовлетворении в сфере стоматологии. Саморегулируемые организации в здравоохранении, принимая на себя часть государственных функций по регулированию и контролю в сфере здравоохранения, становятся гарантами должной профессиональной квалификации врачей.
Сотрудничество с СРО будет способствовать активному использованию краткосрочных форм подготовки специалистов по внедрению новых медицинских технологий, применению стандартов. Кроме того, СРО является удобной площадкой для внедрения и продвижения разработанных в образовательных и научных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности.

Для частных медицинских структур в сфере стоматологии выгода от участия в СРО заключается в следующем.
1. Формируется система защиты собственных профессиональных интересов, которая включает:
- наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, при этом стандарты и правили в отличие от государственных будут ориентироваться не наличие финансовых средств в бюджете, а на качество, что несомненно скажется на прибыли;
- механизмы досудебной защиты интересов производителя услуг (третейские суды, имущественная ответственность);
- квалифицированное юридическое обеспечение участников СРО с учётом специфики их деятельности;
- отбор и использование медицинских технологий только разрешённых к применению в установленном законодательством порядке.
2. Появляется возможность гибкого обучения членов СРО по тем вопросам, которые им необходимы здесь и сейчас.
3. Весьма значимы и недавно определённые федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» преференции для членов СРО при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.
4. Возможность влияния через СРО на принятие государственными (муниципальными) органами тех или иных решений, касающихся субъектов данного вида профессиональной деятельности, что предусмотрено в законе о СРО.
5. Возможность централизованного (через СРО) оперативного получения необходимой нормативно-правой информации и комментариев к ней применительно  к специфике профессиональной деятельности.
6. Всё указанное выше способствует повышение качества оказываемых услуг. А повышение качества в свою очередь обеспечивает благоприятные конкурентные преимущества и всегда благоприятно влияет на бизнес.

Таким образом, можно заключить, что организация СРО в сфере стоматологии позволит обеспечить комплексную интеграцию интересов пациента, государственных органов, частных организаций и образовательных медицинских учреждений.
Что касается частной системы здравоохранения и тех направлений медицинской деятельности, где медицинская помощь оказывается преимущественно частными организациями, то здесь перспективы создания СРО самые благоприятные.
Во-первых, и это самое главное, полномочия и функции СРО в соответствующем законе прописаны более широко и гораздо более чётко, чем полномочия ассоциаций в «Основах…». При этом указанные полномочия вполне реализуемы внутри СРО, в то время как часть полномочий ассоциаций, прописанная в «Основах…» просто не может быть реализована, так как нет соответствующих механизмов или правил.
Во-вторых, именно тема саморегулируемых организаций, а не ассоциаций, прописана ещё в ряде новых и весьма важных федеральных законах. Речь идёт о федеральном законе от  26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и о федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В-третьих, само наличие активных ассоциаций у частников и надо рассматривать как готовую площадку для трансформации их в СРО. При этом, однако, не имеется в виду, что все ассоциации, объединяющие частных врачей или частные организации, непременно перерастут в саморегулируемые организации, но часть непременно. Там же, где этого не произойдёт, всё равно появятся саморегулируемые организации, а ассоциации же либо будут решать только традиционные задачи (конференции, аттестация), либо просто отомрут.
В-четвертых, у частных структур появляются новые возможности для формирования четких потребностей для поставщиков и производителей в сфере стоматологии, что опять же влечет за собой определенную подготовку кадров, как в сфере стоматологии, так и у производителей.

И что же нам следует сделать в соответствии с правилами и принципами эволюции данного процесса?
         Законодательно закрепить обязательное участие частных медицинских организаций в СРО. Подчеркнём  - только для частных.
Что касается государственных, муниципальных учреждений и специалистов в них работающих, то для них это должно остаться правом добровольного выбора. Не надо этого бояться. Тем более, что всем известно - с частным здравоохранением у нас складывается совсем не простая ситуация в формировании системы взаимоотношений.
Сегодня никто (!) в стране не знает, что у нас делается в частном секторе медицинской помощи; нет ни какого представления ни об объёмах, ни о качестве оказываемой помощи, ни о потребностях в ней, ни о проблемах самих частников и т.д. От участия в СРО все только выиграют: и сами частники, и государство, и пациент.
Чтобы решение об обязательном участии  частных медицинских организаций в СРО для тех органов, от которых зависит его принятие, было максимально взвешенным и продуманным, здесь мы имеем в виду Госдуму, Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзор, было бы  целесообразно уже сейчас организовать ряд пилотных проектов по развитию саморегулирования в здравоохранении.
Пилотный  проект, а лучше несколько проектов, позволит:
- отработать конкретные формы взаимодействия государственных органов и саморегулируемых организации;
- проанализировать первые шаги по внедрению саморегулирования в здравоохранении;
- разработать предложения по формированию нормативно-правовой базы в  части развития саморегулирования;
- позволят выявить неочевидные достоинства и недостатки такой организационной технологии как саморегулирование.
Такой эффективной пилотной площадкой вполне могла бы стать и первая в России некоммерческая организация, действующая на принципах саморегулирования в стоматологии, созданная в Иркутске.

 ---
Опубликовано:
УДК 614.2
ББК 51.1(2) 2я 43
А43     Актуальные вопросы методологии профилактической медицины, медицинской профилактики и социальной медицины: сб. науч. ст. / Под ред. А.Е. Агапитова. Иркутск: РИО ИГИУВа, 2011. 168 с.
---
Веб-публикация: А.Б. Таевский, кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ДПО ИГМАПО Минздрава России.